- Оборудование для продовольственных магазинов
- Оборудование для непродовольственных магазинов
- Оборудование для складов
Сертификаты
Non-food: пора перемен!
Изменения, которые происходят со
многими европейскими гипермаркетами, невозможно не заметить. Во многом
это вызвано высокой конкуренцией по цене с дискаунтерами и магазинами
– «убийцами категорий». Меняется как сам
ассортимент магазинов, так и торговая концепция в целом. Особенно
меняется отдел non-food товаров. Так какие же изменения происходят в
таких отделах самых крупных гипермаркетов?
Первые гипермаркеты появились во Франции еще в шестидесятые годы.
Гипермаркет Carrefour был одним из первых магазинов нового формата.
Располагался он в пригороде Парижа, а его площадь составляла порядка
2500 кв. метров. В первое время идея новых магазинов была воспринята с
осторожностью и казалась немного странной, но все изменилось к концу
60-х годов. У французов начали появляться личные автомобили, а
магазины, где можно было совершить one stop shopping – т.е.
купить практически все товары в одном месте, начали набирать
популярность у экономных французов. Мировые гиганты –
L´Eclerc, Carrefour и Auchan, почувствовав происходящие
перемены, начали строить магазины с большой парковкой в пригороде.
Формат гипермаркетов постоянно менялся. Так, например, во Франции, из
магазинов с простым внешним видом и базовым набором товаров, они уже к
2000-м годам превратились в большие по площади (10000 кв. метров) и
стали роскошными. Но в наши дни конкуренция в сфере торговли постоянно
растет. Не могли не ощутить это на себе и гипермаркеты, ведь с каждым
годом появляются универсальные магазины электроники, строительных и
садовых материалов, товаров для сада. Конкурировать с ними становится
довольно сложно, так как в своих областях они превосходят по цене и
качеству. Именно поэтому настала пора для очередных перемен, на этот
раз в отделах non-food.
Как отмечает Кристиаан Риккерс, управляющий директор JosdeVries The
Retail Company, показатели продаж в отделах non-food в европейских
гипермаркетах весьма плохие. Гипермаркеты больше не могут быть
универсальным поставщиком всех категорий товаров. Покупатели приезжают
в магазины в основном за продуктами, а электронику, товары для сада,
ремонта предпочитают покупать в специализированных магазинах. Какой же
выход нашли крупные гипермаркеты? Риккерс говорит, что они уменьшают
торговые площади, а также придумывают новые подформаты. Как, например,
сделали Carrefour и Auchan.
В 2011 году в апреле недалеко от Лилля открывается новый гипермаркет
Auchan-City. Его площадь составила 4000 кв. метров. Владельцы с самого
начала решили не распыляться и в итоге в отделах были представлены
только самые необходимые товары (так, например, из текстиля осталось
только нижнее белье). Общий ассортимент составляет всего 25.000 SKU. В
отделах non-food широким остался только ассортимент школьных товаров и
бытовой техники. Изменился подход и к продуктам питания. На свежие
фрукты и овощи был сделан акцент, а также продвигается местная
продукция. Она располагается на самых популярных местах –
лучших полках и торцах гондол. Дизайн гипермаркета также изменился и
стал более современным и оригинальным: над отделами висят красные
вывески, стены приобрели цвет лайма, появилась темно-синяя графика.
Другая сеть гипермаркетов – Carrefour, запустила изменения
еще раньше. В 2010 году осенью открылись два магазина Carrefour Planet.
На протяжении года их работа тщательно анализировалась. Площадь
магазинов составила порядка 6000 кв. метров, в то же время отделам
non-food были отданы всего 2000 кв. метров. По своему дизайну отделы
non-food значительно отличались от продовольственных: освещение
отличалось от общего в магазине, а напольное покрытие было специально
подобранно совершенно другого вида. Все это было сделано не просто так
– была создана приятная атмосфера, расслабляющая и
побуждающая к совершению покупок. Результаты произведенных исследований
подтвердили общую тенденцию: в отделах non-food происходит сильное
снижение товаров. Так, например, показатели продаж автотоваров и
игрушек упали в среднем от 19% до 24%, а электроники – на
14%. После проведенных исследований Carrefour решила видоизменить
концепцию и продолжит в будущем открывать магазины «baby
hypermarket» Planet.
Сегодня практически любая крупная сеть гипермаркетов в Европе
пересматривает концепцию нон-фуд отделов. Немецкими
гипермаркетами-гигантами разрабатываются новые проекты магазинов. В
Бельгии один из лидеров рынка, Delhaize, воспользовавшись услугами
JosdeVries The Retail Company, произвел изменения в нескольких
магазинах. На сегодняшний день в гипермаркетах Delhaize вы увидите лишь
несколько групп непродовольственных товаров: аксессуары для кухни,
медиа товары (книги, CD, журналы) и декоративные товары. Для отделов
нон-фуд был разработан новый дизайн: изменилось освещения и графика,
появились фото-имиджи. Для персонала проводятся специальные тренинги по
мерчендайзингу. Также отделы non-food разместили поближе к кассам,
стимулируя совершение импульсивных покупок.
На отделы non-food следует уделять особое внимание. Для того чтобы они
приносили прибыль их нужно менять: оптимизировать ассортимент, улучшить
мерчендайзинг товаров. Продажа товаров нон-фуд требует гораздо больших
усилий, чем все продуктовые категории. Покупателя нужно соблазнить,
заинтересовать вещью, возможно, дать полезный совет. За все это во
многом отвечает интерьер магазина. Итальянская сеть IPER поняла это
давно и успешно помогает поднять магазинам продажи при помощи графики и
оригинального дизайна. Компания JosdeVries The Retail Company
собирается представить новую концепцию гипермаркетов на выставке в
Монтрё в 2012 году.